Утверждено                                                                                                                                                     приказом ректора

338  от 29 августа 2007 года

 

Временное положение

об организации контроля и оценки знаний обучающихся

в КазНТУ имени К.И.Сатпаева

 

1. Общая часть

1.1 Временное   положение   об   организации   контроля   знаний обучающихся в КазНТУ разработано на основании ГОСО РК 5.03.006-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения», Правил проведения текущего     контроля    успеваемости,     промежуточной    и    итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования, утверждено приказом МОиН РК от 7 сентября 2006 № 481, ГОСО РК 5.03.004-2006 «Организация   дистанционного   обучения.   Основные положения» и решением коллегии Министерства образования Республики Казахстан от 12.05.1995г., № 2/2 «О внедрении тестовых форм аттестации студентов».

1.2 Контроль и оценка знаний обучающихся по кредитной системе обучения осуществляется по балльно-рейтинговой системе (БРС). БРС успеваемости    обучающихся    позволяет    осуществлять    непрерывный мониторинг за работой студента в течение  семестра и объективнее дифференцировать   оценку   в   зависимости   от   уровня   знаний.   БРС способствует обеспечению регулярной и целенаправленной самостоятельной работы обучающихся по усвоению учебной программы, равномерной нагрузке и дает возможность постоянного контроля за успеваемостью самими обучающимися и преподавателями, повышению качества обучения и прочности знаний обучающихся.

Внедрение БРС дает возможность оценить состояние учебно-познавательной работы обучающихся, эффективность обучающей работы профессорско-преподавательского состава в целом и каждого педагога в отдельности. Это позволяет управлять учебным процессом, вносить коррективы по устранению выявленных недостатков.

1.3 БРС оценки знаний обучающихся применяется для всех курсов и по всем дисциплинам, изучаемым обучающимися Казахского национального технического университета имени К.И. Сатпаева.

1.4 Оценка   знаний   обучающихся   для   всех   форм   обучения осуществляется на основе единых измерителей.

 

 

2. Виды контрольных мероприятий

2.1.   Текущий контроль

Видами текущего контроля являются лабораторные, практические (семинарские) и контрольные работы, семестровые или домашние задания,  коллоквиумы, типовые расчеты, дискуссии, тренинги, круглые столы, кейс-стади, рефераты, эссе и пр. Сроки сдачи всех видов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса, указанным в силлабусах по дисциплине (табл. 1). Количество видов текущего контроля

зависит от содержания дисциплины и ее объема, которые приводятся в рабочей программе дисциплины.

Таблица 1

 

Календарный график учебного процесса по дисциплине «_______________________»

наименование дисциплины

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Недельное количество контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды контроля: Л – лабораторная работа, К – контрольная, СР – самостоятельная работа, РК – рубежный контроль, КР – курсовая работа, КП – курсовой проект, Кл – коллоквиум, Р– рефераты, Эс – эссе, Тр – типовые графические расчеты, Кс – кейс-стади и др.

 

2.2.  Рубежный контроль

В зависимости от содержания и общего объема учебной нагрузки по дисциплине, ее разделения на модули (разделы, блоки или юниты), определяемые рабочей программой или Силлабусом дисциплины, должны проводиться рубежные контрольно-проверочные мероприятия для промежуточной оценки знаний обучающихся по изучаемой дисциплине. Количество рубежных контрольных мероприятий должно быть не менее двух, сроки проведения рубежного контроля указываются в графике учебного процесса по дисциплине. Рубежный контроль должен проводиться в тестовой или письменной форме. Результаты и работы рубежного контроля обучающихся хранятся на кафедре в течение одного академического периода.

2.3. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится в форме экзамена во время сессии, в некоторых случаях - только в виде курсовой работы или курсового проекта.

Экзамены являются формой проверки качества обучения обучающихся для оценки уровня приобретенных теоретических и практических знаний. Экзамены проводятся в форме устного опроса по экзаменационным билетам, письменной контрольной работы или тестирования, согласно рабочим учебным планам специальностей.

 

2.4. Подготовка необходимых материалов по всем видам контроля является неотъемлемой частью работы    преподавателя, соответственно кредиты дополнительно не выделяются.

 

 

3. Технология балльно-рейтинговой системы контроля знаний          обучающихся

 

3.1. Технология проведения контроля и оценки текущего контроля

Каждый    вид    текущего    контроля (Тi)   оценивается    в баллах     (процентах). Максимальное   процентное   содержание   каждого   текущего   контроля соответствует 100 %.

Преподаватель, ведущий учебные занятия, выставляет оценки по всем видам текущего   контроля в журнал   учета успеваемости обучающихся, используя инструменты измерения знаний обучающихся.  Инструменты  

измерения знаний обучающихся во время текущего контроля определены в таблицах 2- 4.

Ежемесячно заведующий кафедрой или член комитета по планированию учебных курсов кафедры контролирует заполнение преподавателем журнала успеваемости.

 

Таблица 2

Инструмент измерения

выполнения лабораторных или практических (семинарских) работ

 

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

Отсутствие на занятиях без уважительных причин

0%

2

Выполнение и активность обучающегося

0-50%

3

Оформление работы

0-20%

4

Умение пользоваться справочниками, технической литературой, учебно-методическим комплексом дисциплины, конспектами лекции

0-5%

5

Умение пользоваться техническими средствами

0-5%

6

Защита работы

0-20%

 

Итого:

0-100%

 

 

 

Баллы в % выставляются преподавателями в отчетах студентов по выполненным работам с расшифровкой согласно таблиц 2-5. Сроки сдачи всех видов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса, указанным в силлабусах дисциплин. Обучающиеся, выполнявшие текущие контроли (лабораторных и практических занятий), но не успевшие защитить их во время занятий имеют право сдать их преподавателю в виде СРСП в офисе. Преподаватель обязан указать приемные часы для обучающихся (расписание СРСП в офисе) в силлабусах дисциплины, на информационном стенде кафедры и образовательном портале университета.

 

Таблица 3

Инструмент измерения

выполнения видов контроля СРС (рефераты, домашние задания,

типовые расчеты, эссе и др.)

 

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

0%

2

Выполнено

0-50%

3

Самостоятельная систематизация материала

0-10%

4

Выполнение требуемого объема и в указанный срок

0-5%

5

Использование дополнительной научной литературы

0-5%

6

Уникальность выполненного задания

0-10%

7

Защита СРС

0-20%

 

Итого:

0-100%

 

Таблица 4

Инструмент измерения

выполнения курсовой работы или проекта

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

0%

2

Выполнено

0-50%

3

Самостоятельная систематизация материала

0-10%

4

Выполнение требуемого объема в указанный срок

0-5%

5

Использование дополнительной научной литературы

0-5%

6

Уникальность выполненного проекта (работы)

0-10%

7

Защита проекта (работы)

0-20%

 

3.2. Технология проведения контроля и оценки рубежного контроля

Количество рубежных контролей (РКi) определяется в силлабусе дисциплины и оценивается в процентах. Максимальное процентное содержание каждого рубежного контроля соответствует 100 %.

Лектор выставляет оценки рубежного контроля в журнал учета успеваемости обучающихся, используя инструменты измерения знаний обучающихся. Инструмент измерения знаний обучающихся рубежного контроля определен в табл. 5.

Результаты и работы рубежного контроля обучающихся хранятся на кафедре в течение одного академического периода. Заведующий кафедрой или член комитета по планированию учебных курсов кафедры контролирует правильность заполнения преподавателем журнала успеваемости.

 

Таблица 5

Инструмент измерения рубежного контроля

 

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

Отсутствие на рубежном контроле без уважительных причин

0%

2

Качество усвоения учебного материала (критерии оценки разрабатывает преподаватель )

0-100%

 

3.3.Технология проведения и определения рейтинга

Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля. Подсчет рейтинга обучающихся проводится два раза в одном академическом периоде.

Подсчет первого рейтинга (P1) преподавателями проводится на 8-й неделе, включает оценки текущей успеваемости и первого рубежного контроля и определяется по формуле:

 

 

где P1- первый рейтинг, PK1 - первый рубежный контроль, Тi - текущий контроль, n - количество текущих контролей 1 рейтинга.

 

 

Оценки первого рейтинга выставляются в первую рейтинговую ведомость.

Подсчет второго рейтинга (Р2) подводится преподавателем на 15-й неделе, включает оценки текущей успеваемости и второго рубежного контроля и определяется по формуле:

 

 

         где Р2- второй рейтинг, РК2 - второй рубежный контроль, Ti - текущий контроль, m - количество текущих контролей 2 рейтинга.

Оценки второго рейтинга выставляются во вторую рейтинговую ведомость.

Лектор или, в случаях отсутствия в рабочих учебных планах лекции, преподаватель обязан в конце 8 и 15 недели предоставить в Офис регистратора рейтинговые ведомости дисциплины.

На основании двух рейтинговых ведомостей служба Офис регистратора выдает экзаменационные ведомости. Доля текущей успеваемости (текущий и рубежный контроль) в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, поэтому семестровая оценка по дисциплине обучающихся определяется по формуле

 

Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 30%

3.4. Технология проведения и оценка итогового контроля (экзамена) Максимальное     процентное     содержание     итогового     контроля

соответствует 100 %.

Экзаменатору выдается ведомость с указанием семестровых баллов и с отметкой о допуске обучающихся к экзамену. Экзаменатор выставляет оценки итогового контроля (Э)  в экзаменационную ведомость, используя инструменты   измерения   знаний    обучающихся    итогового    контроля.

Инструмент измерения знаний обучающихся для различных видов итогового контроля определен в таблицах 6-8.

 

 

 

 

Таблица 6

 

Инструмент измерения итогового контроля при устном опросе (экзамен по билетам, в билете 3 вопроса)

 

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

Отсутствие на экзамене без уважительных причин

0%

2

Оценка знаний по каждому вопросу

0-30%

3

Оценка дополнительных вопросов

0-10%

 

Итого:

0-100%

 

 

Таблица 7

 

Инструмент измерения итогового контроля в письменном виде

(экзамен по билетам, в билете 3 вопроса)

 

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

Отсутствие на экзамене без уважительных причин

0%

2

Оценка полноты ответа на каждый вопрос

0-30%

3

Оформление ответов

0-10%

 

Итого:

0-100%

 

Баллы в % выставляются за каждый ответ, дополнительные вопросы должны фиксироваться и оцениваться на бланке.

 

Таблица 8,

Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования

 

Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

Отсутствие на экзамене без уважительных причин

0%

2

Оценка за каждый правильный ответ

5%

 

Итого:

0-100%

 

Доля оценки итогового контроля составляет не более 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине, поэтому итоговая оценка (И) по дисциплине определяется :

И=С+Э * 0,4 %,

 

Итоговая оценка определяется только в случае получения на экзамене не менее 50%

 

4. Пример формирования балльно-рейтинговой системы контроля     знаний обучающегося

 

Сформируем календарный график учебного процесса по дисциплине

 

Календарный график учебного процесса

                        по дисциплине  «_______________________»

                                      наименование дисциплины

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Недельное количество контроля

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

Вид контроля

Л1

 

Дз1,

Эс1

Л2

Р1

Ср1

Л3

Тр1

Л4

Рк1

К1

Л5

Дз2,

Ср2

Л6,

Кс1

Л7

Эс2,

Тр2

Рк2

Виды контроля: Л – лабораторная работа, К – контрольная, СР – самостоятельная работа, РК – рубежный контроль, КР – курсовая работа, КП – курсовой проект, Кл – коллоквиум, Р– рефераты, Эс – эссе, Тр – типовые графические расчеты, Кс – кейс-стади и др.

 

Представляем выписку из журнала преподавателя, сколько процентов, получил студент за данные виды контроля с 1-й по 8-ю неделю включительно.

Студент Абауов Г. специальность 050507 - преподаватель (Ф.И.О.)

 

Вид контроля

Л1

Дз1

Эс1

Л2

Р1

п/п

Ф.И.О.

студента

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

1

Абауов Г

3.01

70

10.01

60

10.01

50

17.01

65

17.01

70

 

 

Ср1

Л3

Тр1

Л4

Рк1

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

22.01

60

29.01

80

6.02

65

12.02

70

19.02

95

 

Далее даем комментарий по выставленным баллам:

1.       70 %-за лабораторную работу, обращаясь к таблице №2, расписываем из чего они складываются; 50 %- выполнение и активность обучающегося, 10- оформление работы, 10-защита работы.

2.      60 %-за выполнение домашнего задания, обращаемся к таблице № 3, расписываем из чего они складываются: 50 % выполнено и 10%-защита задания.                                                                                                                                                                                                                               

50 %-эссе, делаем ссылку на таблицу № 3. Студент выполнил данную работу без реализации остальных 50%.

 

3.      . . .

 

5.      . . .

                           .       

8.      95 %-рубежный контроль, делаем ссылку на таблицу №5.

 

Используя формулу № 1 рассчитываем первый рейтинг. Для данного примера он равен:

 

Далее прилагаем выписку из журнала преподавателя с 9-й по 15-ю неделю.

 

Студент Абауов Г. специальность 050507 - преподаватель (Ф.И.О.)

 

Вид контроля

К1

Л5

Ср2

Дз2

Л6

п/п

Ф.И.О.

студента

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

1

Абауов Г

26.02

70

3.03

Б

10.03

60

17.01

65

17.03

70

 

Кс1

Л7

Эс2

Тр1

Рк2

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата

сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

Дата сдачи

балл

(%)

17.03

60

25.03

80

2.04

65

2.04

70

9.04

80

 

 

 

Далее даем комментарий по выставленным баллам:

9.      70% за контрольную работу, обращаясь к таблице №5, расписываем из чего они складываются.

10.    Б- студент не выполнил лабораторную работу, так как отсутствовал на занятии по болезни (необходимо предъявление медицинской справки), в учете усредненного показателя знаний он не учитывается.

 

11.    . . .

 

 

12.    . . .

 

13.    80 % выполнение  лабораторной  работы,  обращаясь к таблице № 2, выполнение и активность обучающегося - 50%, оформление работы -10%, умение пользования справочниками, технической литературой, учебно-методическим комплексом дисциплины, конспектами лекций -5%, умение пользования техническими средствами -5%, защита работы -10%.

 

14.    . . .

 

15.    80% рубежный контроль, делаем ссылку на таблицу №5, даем

комментарий.

Используя формулу № 2, рассчитываем второй рейтинг, для данного

примера он равен:

 

Далее используя формулу № 3, определяем итоговую семестровую оценку.

С = (68 +62)/2 * 0,6 = 39

 

Далее согласно пункту 3.4 приводим технологию проведения и оценку итогового контроля. Предположим, что наш студент сдает экзамен устно, делаем ссылку на таблицу № 6. Студент получил за экзамен 85 % из них: 30% за 1-й вопрос билета, 15% за 2-й вопрос, 30% за 3 вопрос билета и 10% за дополнительные вопросы.

 

 

По второму варианту студент может сдать экзамен письменно, тогда согласно таблице № 7 распределение может быть следующим:

Оценка полноты ответа 1-го вопроса -30%

Оценка полноты ответа 2-го вопроса -15%

Оценка полноты ответа 3-го вопроса -30%

Оформление ответов -10%

Итого 85%

Третий вариант сдачи экзамена в виде тестирования, оценка за каждый правильный ответ 5% ( таблица № 8).

После выставления доли оценки итогового контроля, рассчитываем итоговую оценку в процентном содержании, используя формулу № 4.

 

И = С + Э * 0,4 = 39 + 85*0,4 = 73

 

Итоговая оценка студента по изучаемой дисциплине равна 73, что соответствует в буквенном эквиваленте «С+», в цифровом эквиваленте 3.